Търсене в този блог

вторник, 21 април 2015 г.

РАЗДЕЛ ВТОРОЙ СОВРЕМЕННАЯ ЦИВИЛИЗАЦИЯ И ФИЛОСОФИЯ КИТАЯ ГЛАВА 5 ДУХОВНАЯ КУЛЬТУРА СОВРЕМЕННОГО КИТАЯ УСТРЕМЛЕННАЯ В БУДУЩЕЕ ДУХОВНАЯ ЦИВИЛИЗАЦИЯ

ГЛАВА  5

ДУХОВНАЯ КУЛЬТУРА СОВРЕМЕННОГО КИТАЯ
УСТРЕМЛЕННАЯ В БУДУЩЕЕ ДУХОВНАЯ ЦИВИЛИЗАЦИЯ


Двигаясь вот уже четверть века выбранным Путем модернизации, реформ и открытости, руководство современного Китая ни на момент не забывает, что Китай создан как духовная цивилизация, которая в продолжение нескольких тысячелетий образует культурную идентичность, стержень, ось китайской цивилизации. В свою очередь, квинтэссенцией китайской духовной культуры является ее философия. В этом сила Китая и его превосходство перед всеми другими современными региональными цивилизациями, чья культурная идентичность с наступлением модернизма, и особенно в условиях постмодернизма и глобализации, под натиском так называемой массовой культуры, на которой очень часто можно разглядеть печать «произведено в Америке», размывается. Именно поэтому руководство современного Китая продолжает линию, разработанную Дэн Сяопином, в основе которой заложены положения о том, что модернизация, экономические и политические реформы и открытость миру должны идти рука об руку с развитием духовной культуры, необходимостью создания богатой духовной культуры современной социалистической державы. В этой политике заложен глубокий смысл одного древнего китайского афоризма: «Если хочешь быть счастлив один год – сей зерно, если хочешь быть счастлив 10 лет – сажай деревья, но если хочешь быть счастливым 100 лет – подготавливай людей». Создавая мощную материально-техническую и технологическую базу, современный Китай с не меньшим упорством и последовательностью создает духовные основы будущей цивилизации. Потому что как бы ни была мощна материальная цивилизация, если она не имеет заряженной высокими идеалами и устремленной в будущее духовной культуры, то она вырождается и сокращает горизонты своего могущества. Чаще всего такие материальные цивилизации распадаются, распространяя на другие цивилизации патологию, представленную как норму. Поэтому именно нарушая естественные отношения между полами и поколениями, между институциями и обществом, между действительными и мнимыми ценностями, поднятыми до уровня высоких моральных норм больших мировых религий и философско-этических доктрин, можно судить о загнивании некой цивилизации со времен Рима до сегодняшних дней.
В чем сила китайской духовной культуры?
На первом месте стоит ее мощная глубокая традиция, которая заполняет духовное пространство китайского общества на всех уровнях общественной жизни и которая воздействует и держит в своей орбите каждого китайца с рождения до смерти, независимо от того, где он находится.
Второе, это ее непрерывность, непрерывное воспроизведение из века в век, из тысячелетия в тысячелетие, обогащаясь новыми элементами как гигантское дерево, чьи глубокие корни теряются в тысячелетиях до новой эры. Ее непрерывность является показателем жизненности и устойчивости, невероятной выносливости. Никакие влияния, никакие эпохи и испытания и иностранное господство варваров и «цивилизованных варваров» не смогли поколебать эту духовную культуру.
Третье, это ее гуманизм. В центре Земли находится «Поднебесная», но самое важное, что в центре «Поднебесной» как единство сил Земли и Неба, сил Инь и Ян находится человек. Поэтому наиболее важно в любой политике именно человеколюбие, гуманность, забота о человеке, справедливость и уважение человека. Этот гуманизм пронизывает и всю современную политику Китая, направленную не на получение прибылей и господство во имя неудержимого гедонизма и потребительства, чем характеризуется современная культурная политика исповедующего неолиберализм капитализма, а на решение проблем человека, его здоровье и образование, его благоденствие и свободное изъявление с помощью эффективной, приносящей прибыль экономики.
Четвертой чертой современной духовной культуры Китая является ее высокая моральность. Все большие философские учения Древнего Китая, которые имплантировали свои идеи в духовную культуру, так как сами они являются квинтэссенцией этой духовной культуры, – высокоморальны. Они решают вопросы общественных и экономических отношений, основываясь на принципах Человеколюбия, Справедливости и Гармонии, Порядка.
И пятой, конечно же, не последней чертой этой духовной культуры является возведение ею в культ «совершенномудрого», образованного человека, того, кто владеет сутью духовной культуры, живет в гармонии с ритмом ее сердца и может найти ответы и предложить верные решения проблем своего времени. В этом плане «совершенномудрый» – не оторванный от жизни мудрец, а человек, который знает что, почему и может решить любую проблему жизни и жизни общества. Именно через «совершенномудрого» духовная культура Китая находит свои высочайшие формы практической реализации. Поэтому, как можно будет увидеть в последней главе о духе философии современного Китая, эта духовная культура не застыла в оторванных от жизни формах, а является действующей могучими средствами слова, звука и формы, идеями восприятия прекрасного, трагичного, комичного и возвышенного.
Итак, неся глубокую и мощную непрерывную гуманистическую традицию и непрестанно оживая в каждом новом поколении ежедневно и ежечасно, и вместе с тем развиваясь и будучи современной, духовная культура Китая является тем мощным генератором, который постоянно задает импульсы и мотивирует энергию и волю миллиардного человеческого множества Китая и ведет его в будущее. В годы открытости и модернизации Китай может сравниться своей духовной культурой с культурами других народов и с доминирующей массовой культурой, производимой преимущественно на Западе и заражающей своей бездуховностью все общества, и укрепить свое самоощущение в гуманистическом превосходстве своей культуры.

5.1. Всемирное природное
и культурное наследие.
Традиции и обычаи
Сегодня Китай является третьей страной в мире, признанной ЮНЕСКО в качестве страны, обладающей природным и культурным наследством. Когда в 1985 г. Китай присоединился к Каталогу ЮНЕСКО о природных и культурных достопримечательностях и памятниках, были включены 22 памятника культурного наследия, 4 памятника природного наследия и 4 памятника природно-культурного наследия. Все эти памятники и природные достопримечательности поистине уникальны. Они демонстрируют несравненное богатство древней китайской культуры и природную красоту гор, устьев рек, озер и вообще природы в ее фантастическом биологическом разнообразии. Последние дополнения Каталога всемирного культурного и природного наследства были сделаны в 2004 г. на Конференции Комитета по всемирному наследству, когда было решено включить находящееся в Китае княжество Когуре, могилы князей и погребения аристократов, дворец Гугун в Шеньяне и три Шенцзинские могилы. Территория этого княжества располагалась в основном на территории г. Цзиан в провинции Цзилин и провинции Ляонин. До 37 г. до н. э. княжество Когуре было пограничным княжеством корейского национального меньшинства Древнего Китая. В 427 г. столица Когуре была перенесена в Пхеньян. В 668 г. княжество Когуре пало. Его архитектурные памятники показывают специфику при сочетании строительства горных и равнинных городов. Таким образом, изучение этого наследства дает ключ к познанию архитектуры средневековых столиц.
Вот список исторических и природных достопримечательностей Китая, внесенных ЮНЕСКО в Каталог всемирного культурного и природного наследия: 1. Великая китайская стена (Пекин, 1987). 2. Императорские дворцы династий Минь и Цинь (музей Гугун, Пекин, 1987); дворец Гугун в Шеньяне (провинция Ляонин, 2004). 3. Местонахождения пекинского синантропа Чжоукоудяна (Пекин, 1987). 4. Пещера Могао в Дунхуане (провинция Гансу, 1987). 5. Гробница императора Цинь Шихуана и Музей терракотовых фигур и воинов на конях (провинция Шенси, 1987). 6. Горы Тайшань (провинция Шандун, 1987). 7. Горы Хуаншан (провинция Анхой, 1990). 8. Резерват Цзючжайгоу (провинция Сычуань, 1992). 9. Пейзажи Хуанлуна (провинция Сычуань, 1992). 10. Пейзажи Улинюаня (провинция Хунан, 1992). 11. Летняя резиденция императоров Бишушачжуань и восемь внешних храмов – Вайбамяо в Ченде (провинция Хебей, 1994). 12. Дворец Потала (Тибетский автономный район, 1994). 13. Родовое имение, храм и родовое кладбище Конфуция в Цуйфю (провинция Шандун, 1994). 14. Ансамбль древней архитектуры в горах Уданшан (провинция Хебей, 1994). 15. Горы Лушан (провинция Цзянси, 1996). 16. Горы Емейшан и Большой Будда в Лешани (провинция Сычуань, 1996). 17. Древний городок Пиняо (провинция Шанси, 1997). 18. Архитектурно-парковый ансамбль в Сучжоу (провинция Цзянсу, 1997). 19. Древний городок Лицзян (провинция Юнан, 1997). 20. Парк Ихеюань (Пекин, 1998). 21. Храм неба (Пекин, 1998). 22. Горы Уишан (провинция Фуцзян, 1999). 23. Каменные пещеры Дацзу (Чунчин, 1999). 24. Императорские могилы династий Минь и Цинь (миньская гробница Сянлинь, провинция Хубей, 2000; восточная и западная циньская гробница, провинция Хебей, 2000; 13 миньских могил, Пекин, 2003; миньская гробница Сяолинь, провинция Цзянсу, 2003; три Шенцзинские могилы, провинция Лаонинь, 2004). 25. Лунменские каменные пещеры (провинция Хенан, 2000). 26. Циньченшан и древние гидротехнические сооружения в Дуцзянняне (провинция Сычуань, 2000). 27. Древние села на юге провинции Анхой – Сиди и Хунцун (провинция Анхой, 2000). 28. Юнганские каменные пещеры (провинция Шанси, 2001). 29. Природный ландшафт «Санцзянбинлю» (слияние течений трех рек; провинция Юнань, 2003). 30. Княжество Когуре, могилы князей и погребения аристократов (провинция Ляонинь и Цзинлин, 2004). 31. Историческая часть Аомена (15 июля 2005).
Следует подчеркнуть, что все эти объекты сохранены в прекрасном состоянии. Время и грабительские набеги их пощадили, и если учитывать, что предварительное условие, чтобы они были включены в Каталог ЮНЕСКО о всемирном природном и культурном наследстве – природные объекты должны быть в своей первозданной красоте, а памятники культуры должны быть реставрированы и охраняемы, станет ясно, что современный Китай располагает в их лице уникальным богатством. Невозможно себе представить современную человеческую цивилизацию без этих сохраненных достижений духовной культуры Китая. При этом они не оторваны от исторического пространства и выстроенные как мумии фараонов в Британском музее или картины всемирных мастеров в Лувре. Они являются частью материального пространства Китая и одухотворяют его при каждом контакте посетителей в них. В годы реформы в экономике и политике была создана и развитая инфраструктура к этим объектам, превращая их в ежегодное место поклонения миллионов туристов из Китая и всего мира. Мне посчастливилось и при первом и при втором моем посещении Китая в 1990 и 2002 гг. посетить почти все крупнейшие объекты всемирного культурного наследия, о чем я рассказываю в главе о древней духовной культуре Китая. Впечатления незабываемы.
Уникальное наследство древней культуры Китая можно увидеть в тысячах музеев, разбросанных по всей территории огромной страны. В настоящее время в Китае действуют 1517 музеев, число которых вместе с самобытными народными музеями превышает 2000. В них собрано более 20 млн экспонатов. Каждый год проводится более 8 тыс. выставок. Можно сказать, что «гвоздем программы» в числе музейных экспозиций является Музей терракотовых фигур воинов и их коней в гробнице первого императора-объединителя Китая – Цинь Шихуана в провинции Шенси. Только в столице Пекине работает 123 музея, которые каждый год посещают свыше 30 млн туристов.
Сохраненную память о древней цивилизации посетители современного Китая могут увидеть не только при посещении объектов уникального культурного наследия, но и в тысячах библиотек в крупных культурных центрах страны. В настоящее время насчитывается 2710 публичных библиотек, в которых хранится свыше 400 млн единиц. Разумеется, наиболее богатыми являются библиотеки Пекинского и Уханского университетов. Трудно точно указать число библиотек в маленьких городах, селах, военных подразделениях, профсоюзных центрах, средних и начальных школах, предприятиях и даже квартальных библиотек.
В крупнейшей во всей Азии Государственной библиотеке в Пекине собрано 25 млн экземпляров книг. Естественно, что тут содержится больше всего книг на китайском языке в мире. Здание Государственной библиотеки представляет величественный архитектурный ансамбль рядом с прекрасным парком Пурпурного бамбука. Тут хранятся более чем 3500 пластинок из бивней мамонтов с надписями, 1,6 млн древних подшитых книг, более 1 тыс. свитков дунханских фресок, тут имеется и более чем 12 млн книг на иностранных языках. Уже создан компьютерный банк данных, который непрерывно пополняется.
Широко известна также и в Китае и за границей и вторая библиотека по величине – Шанхайская. Она содержит огромное богатство древних книг. Самой древней уже более 1500 лет. Тут имеется более чем 1,7 млн книг, из них 178 – тома с более чем 25 тыс. наименований. Многие из них уникальны в буквальном смысле слова, потому что имеются лишь в единственном экземпляре в мире3.
Все это богатство, постоянно обогащающееся новой литературой, не просто мертвый груз, закрытый в хранилищах, рафтах и информационных банках. Оно не похоже на ту позолоченную мертвую черепаху, которая, по словам великого китайского мудреца Джаун цзы, лежит в императорском дворце безо всякой пользы. Оно живое. Оно беспрерывно осваивается миллионами молодых людей, которые оживляют его, актуализируют в своих мыслях, в своих действиях, в своих устремлениях. «Конец и снова начало». Так оно создает неразрывную цепь традиции и высокой устремленности идеалов каждого поколения китайцев, укрощенных в текстах этих книг.
Кроме как в формах уникальных памятников духовной культуры с мировым значением и в несравнимом книжном богатстве, глубокая гуманистическая традиция живет в современном Китае и в народных традициях, праздниках и обычаях.
Китай – многонациональное государство. Конечно, основным этносом являются ханцы – собственно китайцы, составляющие 92 % от общего населения. Но наряду с ними в этой стране живут тибетцы, монголы, уйгуры, маньчжуры, корейцы, казахи, узбеки, народности мяо, ли, цзин, дай, булани, хани и т. д. Они одеваются в разнообразные пышные национальные одежды. Так, например, маньчжурки предпочитают халаты «ципао», а монголы – халаты с вышивкой и сапоги. Тибетцы предпочитают долгополые кафтаны «чуба» и высокие сапоги, иянки, мяочанки и яотенки носят юбки с большим количеством монист, любят украшать их золотыми и серебряными украшениями. Уйгуры знамениты своими тюбетейками, а корейцы белым цветом одежды. Разные народности также имеют различные национальные блюда. Традиционная и богатая блюдами китайская кухня обогащается любимым монголами говяжьим и бараньим мясом, молочными продуктами и молочным чаем, шашлыком из баранины и пловом узбеков, казахов и уйгуров, пудингом «дагао», холодным супом и острой кислой капустой «кымчи» корейцев, ячменной мукой, жаренной в масле, – дзамбой тибетцев и т. д. Некоторые предпочитают 60-градусную рисовую водку, а другие вино из ячменя.
Официальными праздниками в Китае считаются Новый год, праздник Весны, праздник «Юансяо», праздник «Цинмин», праздник «Чжунцю» (середина осени) и праздник «Чунян». Наряду с этими традиционными для Китая праздниками в качестве официальных отмечаются также Восьмое марта – Международный женский день, 1 мая – Международный день труда и, конечно, 1 октября – Национальный праздник, день образования КНР.
Праздник Весны (ранее именуемый «Син нян» – Новый год) после Синхайской революции переименовывается именно в праздник Весны и приходится на один из дней третьей декады января – второй декады февраля. Накануне этого праздника все семейство обязательно собирается за богатым столом на ужин. Многие семьи не ложатся спать до утра, ожидая наступления «Нового года» – «шоусуй». Утром ходят в гости родные и близкие и поздравляют друг друга с пожеланиями здоровья и благоденствия. В дни праздника Весны устраиваются массовые традиционные представления: танцы львов, драконов, хороводы «сухопутные лодки», шествия на ходулях и т. д.
Праздник «Юансяо» приходится на 15-е число первого месяца по лунному календарю и называется еще «праздником фонарей». Он совпадает с первым полнолунием. В этот день делают и разносят праздничные фонари и кушают «юансяо» – блюдо из сваренного риса с вареньем.
Праздник «Циньминь» приходится на один из дней между 4 и 6 апрелем. Это день почитания прадедов. В новое время этот праздник становится и днем почитания погибших революционеров и героев. В апреле уже начинается весна и поэтому народные чествования в этот день еще назывались «тацинцзе» – день прогулки по зеленой природе.
Праздник «Дуану» отмечается на пятый день пятого месяца по лунному календарю. Он посвящен великому древнекитайскому поэту Цюй Юану (340–278 гг. до н. э.), о стихах которого мы уже упоминали в первом разделе книги.
Праздник «Чжунцю» отмечается 15-го числа восьмого месяца по лунному календарю. Это середина осени – «чжунцю». С глубокой древности существует традиция в этот день печь караваи с различной начинкой и подносить их в качестве дара духу Луны. Желательно вечером в праздник полюбоваться своим отражением в воде и пожелать себе нечто сокровенное4.
Представление о живых традициях в жизни китайцев не было бы полным, если не вспомнить здесь, что наряду с массовым спортом, в котором Китай демонстрирует все большие успехи, широко практикуются традиционные виды спорта с китайской спецификой. Это ушу, тайцзицюан, цигун, китайские шахматы, шашки и др. Наиболее распространенной является борьба ушу. Она подразделяется на два вида – с использованием оружия и без такового. Для каждого из этих двух видов имеются свои школы. Мировую известность имеет школа монастыря Шаолинь.
Тайцзицюан – это также один из видов китайской борьбы. Он включает в себя элементы физических упражнений для укрепления здоровья, воспитания силы воли и регулирования внешней энергии «ци», сил Инь и Ян. Движения в тайцзицюан управляются мыслью, наполнены силой и отличаются своей плавностью.
Цигун представляет собой систему самобытных оздоровительно-дыхательных упражнений, которые позволяют управлять мыслями, регулировать дыхание и оказывать оздоровительное воздействие при различных заболеваниях.
Кроме этих типичных для Китая специфических традиционных видов спорта, каждая из народностей любит свой вид спорта: тибетцы – бега с яками, монголы, казахи и уйгуры – конные бега; корейцы – прыжки с доски-трамплина и качание люльки; мяочани – стрельбу из лука; дайцы – качание в лодке в форме дракона и т. д.5
5.2. Современное
китайское искусство
Наиболее общую характеристику современного китайского искусства как одну из главных форм и потоков духовной культуры Китая можно подвести к двум основным моментам. Первый, это искусство продолжает глубокую традицию оригинального и уникального китайского искусства, созданного в далекой древности в синхронии с новыми реалиями жизни китайского общества и китайского народа. Таким образом, оно сохраняет свои основные формы и жанры, наполняя их новыми звучаниями, новыми тонами, новыми нюансами видения. И второй момент, искусство современного Китая – это открытое искусство, оно непрерывно взаимодействует с искусством остального мира и, обогащая его, также обогащается, напитываясь новыми моментами, подходами, формами и акцентами. Так получается новый богатый синтез, который, однако, продолжает сохранять глубокую специфичную идентичность китайского искусства, его неповторимость. Это мы видим во всех жанрах современного китайского искусства, для представления которого полностью необходимы тома. Тут мы сделаем это совсем коротко, тезисно. При этом анализе будем придерживаться изложения и оценки авторов «Китайской культуры»6.
Итак, начнем с поэзии. Современная китайская поэзия несет дух древней и средневековой поэзии Китая, но вместе с тем в ней присутствует и ряд достоинств западной поэзии. В этом отношении она уже использует другой, более доступный язык. Так создается новый литературный жанр – «синиши» (новая поэзия). Используя в целом традиции, современная китайская поэзия использует более свободные творческие формы, большее разнообразие стилей.
Начало нового китайского романа относится к «Движению 4 мая» (1919 г.), когда китайская литература обогащается многими романами, написанными на современном китайском языке. Возникают различные школы под влиянием больших образцов мировой литературы, а также путем свободного разворачивания творческих замыслов писателей. Тут мы перечислим только романы разных стилей, написанные такими яркими авторами, как: Мао Дун (1896– 1981), Лу Син (1881–1936), Лао Ше (1899–1966), Ба Цзин (1904), Шеен Цунвен (1902–1988) и др., которые демонстрируют органичное вплетение в традиции китайского романа новых элементов и подходов всемирной литературы. Насколько высоко ценятся авторы, давшие начало новому китайскому роману, можно судить из факта, что с 1981 г. в Китае учреждена Союзом китайских писателей Литературная премия имени Мао Дуна. Уже четверть века вручает эту премию столетний Ба Цзин.
Красота изящной литературы наиболее ярко проявляется в форме эссе. Это один из любимых жанров древней китайской литературы, который продолжает развиваться и сегодня. Конечно, в современном эссе не используется древний и тяжелый язык, а употребляются изящные слова и фразы современного китайского языка. Среди ярких эссеистов современной китайской литературы можно выделить имена Чжу Цзицина (1989–1948), Го Мо-жо (1892–1978), Мао Дуна (1896–1981) и др.
Как и в остальных формах литературы и искусства, и в современной драматургии все чаще наблюдается присутствие западных театральных приемов. Так, например, пьеса Цао Юя (1910–1996) «Буря» написана строго по правилам и канонам триединства времени пространства-места и действия. Среди наиболее ярких современных, но приобретших характеристики классических, пьес можно отметить «Чайную» Лао Ше (1899–1996) и «Цюй Юан» Го Мо-жо.
Как в литературе, так и в типических для искусства формах, духовная культура Китая не застывает в своих древних формах и стилях, а постепенно развивается по степени изменения жизни. Под влиянием открытости для воздействия сильных образцов современного мирового искусства китайское искусство постоянно обогащается и развивается. Это развитие видим во всем, в каллиграфии, живописи, скульптуре, архитектуре, музыке, танце, театре, кино, декоративно-прикладном и народном искусстве.
Следует отметить, что и сегодня каллиграфия входит в учебные программы обучения. Традиция ярких каллиграфических картин воспроизводится то техникой традиционной каллиграфии кистью и тушью, то пером и чернильной ручкой. Так появляется так называемая «каллиграфия твердого пера», которая также несет свое неповторимое очарование.
В течение XX в. вместе со все более ощутимым общением с западной живописью и живописью Китая чувствуется влияние идей и методов этой живописи. Прежде всего, происходит изменение в традиционной живописи «гохуа». Она заряжается новой энергией и мотивами. Влияние на «гохуа» также оказывает и реалистическая живопись, передающая новые тенденция в народной жизни. Из синтеза традиционной китайской живописи «гохуа» с духом западной живописи рождается масляная живопись, которая, однако, несет в себе черты традиционной живописи. Самым ярким представителем этого направления, бесспорно, является У Гуанчжун (р. 1919).
Подобно живописи и скульптура развивается в течение всего XX в. Тут сильно переплетаются реалистические и романтические элементы, характерные для всего искусства нового Китая. Ярким примером такой скульптуры является Монумент в память героев революции на площади Тянанмын. В основе величественной стелы встроены десять барельефов, каждый из которых отражает определенное историческое событие. Взятые отдельно, они являются законченными произведениями искусства, но как целостный ансамбль они представляют собой нечто несравнимое по внушительности и символ китайской революции нового времени.
При развитии современной архитектуры чувствуется сильное влияние на проектирование, оказываемое современными западными методами. Используются новые материалы и технологии, позволяющие создавать невероятно сложные и красивые здания и комплексы. Вместе с тем я имел возможность убедиться самостоятельно, в последнее время наблюдается возрождение традиционной китайской архитектуры с планировкой зданий вокруг центральной оси. Возводятся красивые комплексы, отвечающие и экологическим, заложенным в глубокой древности, критериям строительства в красивой гармонии с окружающей средой.
Современные китайские композиторы пытаются как сохранить богатство традиционной музыки и используемых инструментов, так и включить полифонические методы западной музыкальной культуры. В этой связи можно отметить имена Лю Тянхуа (1895– 1932), Хе Люйтина (1903–1997) и Ли Инхая (1927). С помощью новых технологий и материалов были улучшены некоторые традиционные народные инструменты, которые позволили снова зазвучать таким древним мелодиям, как «Высокие горы, текущие реки», «Засада со всех сторон». Фольклорная музыка в новом времени получила новое звучание. Вместе с тем китайские композиторы осваивают мировые музыкальные тенденции. Так, за лучшую музыку к фильму китайский композитор Тан Дун (р. 1957) получил премию «Оскар».
Танцевальное искусство Китая развивается главным образом в двух направлениях: а) восстановление древних танцев и их актуализация через деятельность различных составов. Так, например, танцорка и хореограф Дай Айлян (р. 1916) поставила танец «небесные феи» для женского дуэта. Были использованы танцы с фресок в пещерном храме в Дунхуане, а в основу этого танца она положила «танец с шелком», эпохи Хан. Этот танец представлял собой яркую феерию движений и развевающихся шелковых лент; б) вместе с реконструкцией и оживлением древних танцев китайские хореографы изучают современное танцевальное богатство и применяют его в национальном искусстве, обогащая новыми элементами.
Открываясь миру, современный Китай не только ставит на своих сценах классические и современные западные пьесы, но и изучает западное театральное искусство, учась у высочайших его образцов. Уже создано множество специализированных высших школ по драматическому искусству. Все больше применяется пришедшая с Запада практика так называемой «малой театральной сцены», которая приближает актеров к зрителям. Учреждены премии за лучшее исполнительское искусство профессиональными критиками «Мейхуа» («Цветочек сливы») и высшая правительственная награда «Венхуа» («Расцвет культуры») в области сценического искусства.
Очень бурно развивается современное китайское кино. Этот вид искусства, разумеется, не имел аналогов в древности, но зато режиссеры и сценаристы нашли верный баланс между современными техническими и компьютерными трюками в лентах современного китайского кино и аутентичной специфической игрой актеров, атмосферой Китая. Первый китайский фильм, завоевавший премию на Московском международном кинофестивале в 1935 г. – «Песня рыбаков» режиссера Цай Чушена (1906–1965). Особенно бурно развивается современное китайское кино в последние годы, когда мы видим его продукцию на престижных фестивалях в Каннах, Венеции, Берлине, Москве и т. д., где они весьма часто получают престижные награды.
Китайцы с древности считаются признанными мастерами акробатики, сверхсложной техники движений. Первообраз акробатики при дворцах императоров имелся еще в эпоху «Весен и осеней» (770–476 г. до н. э.), «Воюющих царств» (475–221 г. до н. э.) и Хань (202 г. до н. э. – 220 г. н. э.). В последующие годы это искусство развивалось с переменчивым успехом. Сегодня акробатика представляет собой сложное и многосторонне сценическое искусство, которое мы видим на сельских и городских сценах со всей его искрометностью. На международных конкурсах китайские артисты всегда являются лидерами и всегда притягивают внимание к своим прекрасно подготовленным акробатическим номерам невероятной сложности.
Картина современного искусства Китая не будет полной, если не привести примеры впечатляющих форм народного песенного творчества, прикладных искусств с применением шелка, фарфора и других материалов. У меня была возможность в этом убедиться при моем втором посещении Китая в 2002 г. в составе парламентской делегации Республики Болгария. В одном из пригородов Пекина мы посетили школу и центр, которые носят имя большого болгарского художника – мастера прикладного китайского искусства Марина Вырбанова. Из бамбука и сетей из лика Марин Вырбанов создавал просто невероятные образцы древних китайских предметов домашнего обихода.

5.3. Образование современного
Китая
«Если хочешь быть счастливым один год – сей зерно, если хочешь быть счастлив десять лет – сажай деревья, но если хочешь быть счастливым сто лет – подготавливай людей».
Весь комплекс реформ, которые проводит современный Китай, впечатляют своим размахом и стратегией. Но едва ли есть сомнения, что сегодня в условиях глобализации, высоких технологий и интеллигентной экономики главный фактор, обеспечивающий успех, – образование, сфера, готовящая человека к своей роли в экономике и всех сферах общественной жизни. В этом плане образование – главное звено в цепи факторов, которые динамизируют современные общества и обеспечивают их успех. Пример Японии, Финляндии, Ирландии в этом отношении категоричен. Вообще общества, которые не могут рассчитывать на природные богатства или награбленные из колониальных стран, могут рассчитывать только сами на себя, ресурсы ума своего народа. Это характерно как для Китая, так и для Болгарии.
Поставив стратегическую задачу достичь уже в 2020 г. «Общества малого благосостояния», руководство Китая ясно отдает себе отчет, что ключ к достижению этого заложен в образовании, в ресурсах интеллекта китайского народа, в его эвристичности и креативности. И следует сказать, что за последние 50 лет своего развития Китай совершил редкое чудо в развитии образования. Имея огромное население, составляющее 1/5 всего мира, за 50 лет, с израсходованием только 2 % мировых расходов на образование, Китай сумел достичь общего обязательного 9-классного образования для всего своего населения. Особенно высоки и стабильны формы вовлечения населения в различные формы образования за последнюю четверть века. Сегодня о Китае, который до начала социалистических преобразований был страной с многомиллионным неграмотным населением, можно сказать, что 90 % всего населения включено в программу 9-классного обязательного образования. Неграмотность среди молодых людей и более старших поколений от 80 % в 1950-е гг. сведена к 5 % и менее. В системе образования, управления и производства сегодня имеется свыше 60 млн высококвалифицированных кадров с высшим и средним образованием. Свыше 400 млн трудящихся уже имеют среднее и начальное образование. Сегодня посещаемость школ с первого по девятый класс составляет 98,9 %. В среднюю школу после окончания начальной поступают 94,1 %. Эти цифры просто ошеломляющи в сравнении со срывом в образовании и нарастанием числа не поступивших, бросивших учебу и неграмотных в Болгарии за последние 15 лет, и это после того, как до 1989 г. вопрос с неграмотностью был решен.
В последние 10–15 лет, наряду с процессами охвата в формах обязательного образования, наблюдаются интенсивные процессы углубленного образования, введение новых специальностей и создание системы непрерывного обучения. Уже не являются редкостью такие специальности, как магистр по деловой администрации, магистр по руководству администрацией, магистр общественной администрации и т. д. В университете в Пекине, в университете «Цинхуа» и других 47 вузах насчитывается 10 тыс. студентов, обучающихся по этим специальностям. Непрестанно вводятся новые специальности по компьютерным и коммуникационным технологиям, иностранным языкам, политическим и юридическим наукам, биологическим наукам, инженерным наукам и т. д.7
Успех высшего образования и высоких квалификаций не был бы возможным без особого внимания, которое уделяет правительство Китая базовому образованию. Это и дошкольное образование, обязательное обучение до девяти классов – низшая степень, высшая степень среднего образования, специальное образование для детей с увечьями и ликвидация неграмотности. Сегодня в Китае имеется свыше 200 млн учащихся в начальных и средних школах, а вместе с детьми из детских садов это составляет свыше 1/6 населения страны. Высокими темпами развития отличается обучение в высшей степени средних школ. Так, в 2004 г. в эти школы было принято 8,215 млн учащихся, что представляет собой в 2,3 раза больше, чем в 1998 г. Лавина обучающегося народа нарастает с каждым годом, а это является гарантией все более высокого качества человека-китайца, который все более занимается решением сложнейших вопросов производства, услуг и управления обществом8.
Особое внимание уделяется образованию на селе. Будучи все еще сельской страной, Китай может решить свои грандиозные проекты по урбанизации и модернизации, только если образует свое многомиллионное население, живущее на селе и занимающееся сельскохозяйственным трудом. В настоящее время система образования села охватывает свыше 160 млн человек (95,2 % начальных школ, 87,6 % средних школ первой степени и 71,5 % средних школ второй степени в сельских районах). За период с 1995 по 2000 г. для повышения материальной базы и качества обучения села Правительство Китая дополнительно выделило 3,9 млрд юаней, которые вместе с субсидиями местных правительств превысили 10 млрд юаней. В 2003 г. вновь было выделено 5,8 млрд юаней, а в 2004 г. эта сумма выросла свыше 10 млрд, которые пошли на повышение условий обучения в самых бедных районах страны. Очень эффективной деятельностью характеризовались сельские радио и телешкола, которые представляют крупнейшую в мире сеть дистанционного обучения. Сегодня она насчитывает 46 тыс. учащихся. Так и в этом направлении Китай дает пример решения проблемы образования и обучения миллионов людей в бедных и развивающихся странах9.
По степени развития современного китайского общества все шире и специализированнее становится система высшего образования. В конце 2004 г. на всей территории страны насчитывалось 2236 вузов, причем обучалось в них свыше 20 млн человек. Это представляет 19 % всех обучающихся в настоящее время в Китае. Развиваются также формы специализации последипломного образования, а также формы аспирантура/докторантура. Как признает в своем докладе за 2003 г. ЮНЕСКО, высшее образование в Китае развивается стремительными темпами и уже находится на первом месте в мире по количеству обучающихся. Созданы многопрофильные университеты, а также университеты с глубокой специализацией. Непрестанно список изучаемых дисциплин пополняется новыми науками и научными направлениями. В 1993 г. принимается программа о создании системы 100 университетов на первоклассном мировом уровне. Эта амбициозная программа ведет к укрупнению многих университетов через слияние более маломерных. Так, 708 вузов были преобразованы в 302 многопрофильных вуза. Каждый год растет число поступивших студентов. Так, если в 2003 г. число новопринятых студентов было равно 3,82 млн, то в 2004 г. оно уже равнялось 4,473 млн человек10.
Развивая систему образования во всех направлениях и непрестанно повышая количество и качество обучающихся на все более высоких степенях обучения, Китай интенсивно развивает и систему международного сотрудничества. Как и во многих других направлениях, так и тут Китай является страной, направляющей самое большое количество студентов за границу на обучение. С 1979 г. до наших дней на обучение за границу было направлено 697 тыс. человек в более чем 103 страны мира. Их них после окончания образования в Китай вернулись обратно 185 тыс. специалистов. В китайских вузах также обучается много иностранных студентов. В 2004 г. в вузах Китая обучалось свыше 110 тыс. иностранных студентов из 178 стран мира11.
Тема образования в современном Китае, как и любая другая тема, в которой идет речь о введении огромных человеческих масс, сил, энергии и средств, не может быть исчерпана на нескольких страницах. Тут мне бы хотелось дополнить вышесказанное двумя фактами. Первый заключается в том, что наряду с государственной системой образования в Китае набирает силу и система негосударственных учебных заведений. Так, в конце 2004 г. их уже насчитывалось свыше 70 тыс. негосударственных учебных и просветительских заведений, в которых обучалось свыше 14,16 млн человек. Из этих негосударственных образовательных и просветительских учебных заведений 1279 были негосударственными вузами с 1,81 млн студентов12. И второй факт, который недавно был обнародован агентством Синхуа, был связан с ранним открытием талантов у китайских детей в специализированных детских садах, где они с 2–3-летнего возраста начинают читать и считать, некоторые даже на компьютерах. Остается только удивляться и ожидать эпохальных научных открытий и технологических достижений от этих маленьких Эйнштейнчиков.

5.4. Наука и технологии
До начала ХХ в. в Китае, как свидетельствует великий сын китайского народа Сунь Ятсен, вопреки великим открытиям в древности шелка, компаса, пороха, фарфора, книгопечатания и десятков других вещей, по существу, отсутствуют современная наука и техника. Застывшее в традиции и колониальном владычестве китайское общество движется эмпиричными знаниями, достигнутыми практикой, но не логикой строгой науки. Но за годы социалистического развития и особенно за годы исторических реформ, начатых четверть века назад, Китай заметно сократил разрыв развития общества в научном и технологическом отношении. Сегодня, по сведениям официальных источников, 60 % китайской науки и техники находится на ведущем мировом уровне. Это касается исследований в области атомной энергии, биологических технологий, компьютерной техники и высоких технологий. 15 октября 2003 г. Китай осуществил успешный полет на своем пилотируемом космическом кораблем «Шенчжоу-5», а спустя лишь два года, 12 октября 2005 г., на «Шенчжоу-6» с двумя космонавтами (тайконавтами) на борту, которые провели в Космосе 115 часов и 32 минуты. Таким образом, Китай – уже третья страна, которая успешно осуществляет не только полет человека в Космос, но и может успешно приземлять любые космические аппараты. Согласно программе Китая до 2010 г. должен быть запущен на Луну беспилотный зонд, а к 2020 г. должны быть осуществлены собирания проб лунной почвы.
Политика КНР в области научных исследований и высоких технологий обеспечена законами. Целью является стимулирование научных исследований с привлечением талантливых, креативных личностей, исследования которых продвинут вперед технологии и технические средства страны. После 1990-х гг. политика государственного субсидирования дает свои результаты. В 2004 г. средства, выделенные для развития науки и техники, достигают 97,55 млрд юаней, что представляет увеличение на 19,5 % по сравнению с предыдущим годом. Только расходы на научные исследования возрастают в 2004 г. на 184,5 млрд юаней, что равняется 1,35 % ВВП Китая. Для сравнения стоит сказать, что, например, в Болгарии за последние годы, независимо от принятых законов, согласно которым научные исследования являются научным приоритетом, выделяется на науку и технологии не более 0,5 % ВВП. Политика стимулирования научных и технологических исследований дает свои результаты. Число научно-технических кадров в производственной и непроизводственной сферах быстро возрастает до 55,75 млн человек. Их доля на 10 тыс. человек возрастает в 1985 г. с 870 до 3900 человек.
Нужно подчеркнуть, что в соответствии со своей целостной стратегией модернизации Китая, идя собственным путем, отражающим китайскую специфику, руководство страны формулирует в качестве главного требования стратегии развития науки и техники после 2002 г. переход от следования по чужим пятам и подражания иностранным образцам к новаторству, овладению мировыми достижениями и постепенному задаванию тона в научно-техническом развитии многих областей. В государственном плане предусматривается достижение некоторых мировых уровней уже в 2005 г., а в следующие годы этот фронт непременно должен расширяться. Предусмотрено довести расходы на научно-технологические исследования до 1,5 % от ВВП страны, а к 2010 – 2 % от ВВП страны. К 2020 г., когда будет создана высокоэффективная система новаторства в научно-технических исследованиях, эти расходы уже будут составлять более чем 3 % от ВВП. Таким образом, уже в 2020 г. Китай планирует занять первые строки в мировых научно-технологических исследованиях13.
Научно-техническая система Китая сложная и постоянно развивающаяся. Ее основными ядрами являются Академия наук КНР, вуз, отраслевые и оборонные министерства, местные на провинциальном и областном уровне научно-исследовательские учреждения. Кроме них, имеется и свыше 160 общекитайских научно-технических организаций, координируемых Научно-техническим обществом Китая, а также их филиалы в более крупных и средних городах, которые также являются частью общенациональной системы. Тут также должны быть указаны и Шанхайская академия наук, и общенациональная Академия инженерных наук, и Академия общественных наук.
Академия наук базируется в Пекине. Она является высшим комплексным научно-исследовательским центром. Ее физико-математическое и химическое отделения, отделения наук о Земле, биологических и технических наук имеют более 100 исследовательских центров по стране. До 2010 г. АН КНР планирует создать около 80 государственных исследовательских институтов с мощным новаторским потенциалом, причем около 30 станут всемирно признанными центрами.
Кроме АН и других научно-исследовательских институтов и звеньев в общенациональной научно-исследовательской системе Китая, следует добавить и созданные еще в 1986 г. Государственный комитет фонда общественных наук. Этот комитет является органом, который с возложением научно-технических разработок и исследований дополнительно стимулирует развитие науки и техники КНР14.
Как в развитии всего общества, так и в развитии научно-технических исследований четверть векового периода реформ и модернизации Китая (с 1980 по 2005 г.) поистине «златоносна». После 1981 г. и до сих пор в Китае зарегистрированы 583 тыс. важных научно-технических достижений, из которых около 20 % имеют мировое значение. Только в 2004 г. научно-технические достижения на уровне провинций и министерств составляли 29 870, из которых в фундаментальной теории – 2029, в прикладной технике – 26 425 и в программировании – 1416. По индексу опубликованных и цитированных за границей материалов Китай уже занимает пятое место в мире. На долю КНР приходится 5,1 % всех научных публикаций в мире. Растет спрос и заявка на патенты. Только в 2004 г. общее число заявок превысило 2 млн. Особенно высок спрос в области нанотехнологий. Так, поданные 2400 заявок равняются 12 % мировых показателей и ставят Китай на третье место в мире15.
Каковы десять крупнейших научно-технических достижений Китая за 2004 г. по оценке 548 академиков АН Китая и АИН Китая, проведенной 13 января 2005 г.?
1. Запущен в действие суперкомпьютер «Шугуан» со скоростью 10 трлн операций в секунду. Это один из десяти мощнейших компьютеров в мире, разработанный институтом ЭВМ при АН Китая, компанией «Шугуан» и Шанхайским центром супер- ЭВМ. Таким образом, Китай становится третьей страной в мире, изготавливающей такие суперкомпьютеры, после США и Японии.
2. Вступает в строй первая китайская АЭЦ. 3 мая 2004 г. на Циншанской АЭС запущен в эксплуатацию агрегат № 2. Сегодня АЭЦ полностью завершена и производит электричество для нужд народного хозяйства. Эта первая АЭЦ проектирована, построена и управляема собственными силами.
3. 30 декабря 2004 г. вся 4000-километровая линия газопровода Запад–Восток вступает в действие. Во время его строительства использованы свыше 7000 научно-технических достижений, ускоряющих его проведение и надежность.
4. 25 декабря 2004 г. официально запущена магистральная сеть CERNET2 – ядро сетей Образцового проекта для Интернета нового поколения в Китае (CNGI).
5. 25 июля 2004 г. в Тюйюанском центре для запуска спутников с ракетоносителями с улучшенной конструкцией «Чанжен-2В» был успешно выведен на солнечную орбиту спутник «Зонд-2». Эта программа вместе с программой «Звездные поселения» ЭУКП становится составной частью совместного проекта первых в истории человечества стереоскопических исследований с шести точек околоземного пространства.
6. В 2004 г. Китай сумел разработать «суперкоммутируемые» наноматериалы. «НИИ химии АН Китая достигла реверсивной трансформации между супергидрофобными и супергидрофильными поверхностными материалами с нанометрической структурой по пути регулирования «света» и «температуры» и изготовила сверхкоммутируемые материалы, достигнув таким образом важного скачка вперед в области функциональных интерфейсных материалов в нанометрических размерах».
7. Институт топографических наук изготовил первую в Китае высокоточную подводную позиционно-навигационную систему, причем точность определения местонахождения объекта на 45 м глубины составляет 5 см по горизонтали и 30 см по вертикали. Таким образом, Китай после США, Франции и Германии является одной из немногих стран, владеющих высокоточным определением места объекта под водой.
8. Китай достиг важных результатов в области фотосинтеза растений – в изучении главной кристаллической структуры светособирающих комплексов (LHC-II) шпината. Таким образом, Китай первым в мире нашел решение этой сверхсложной задачи.
9. Научно-технический университет Китая первым в мире осуществил опыты по переплетению пяти частиц и скрытому проникновению в освободившиеся кванты.
10. Китай совершил важные открытия в стратегических исследованиях нефтегазовых ресурсов в своих морских акваториях. По первоначальным расчетам предполагается, что запасы нефти и газа в морских акваториях Китая исчисляются более чем 40 млрд т16.
Как общество, управляющее своим развитием в соответствии с законом планомерного и пропорционального развития, Китай разворачивает свои масштабные научно-исследовательские изыскания в рамках нескольких основных программ и тысячах других конкретных программ и планов. Эти программы следующие: «Овладение научно-техническими вершинами», «863», «973», «Искра» и «Факел». Все эти программы включены в качестве составных структурных моментов в единую научно-исследовательскую стратегию, главная цель которой – превратить Китай в современную с развитой наукой и технологиями державу, с конкурентоспособной экономикой, с высоким уровнем жизни своих граждан.
Программа «Овладение научно-техническими вершинами» реализовывается с 1982 г. и является крупнейшей научно-технической программой ХХ в. Ее главной целью является комплексное решение проблем социально-экономического развития сельского хозяйства, телекоммуникаций, энергетики, транспорта, новых материалов, охраны окружающей среды и здравоохранения.
Программа «863» – это программа по исследованию в области новейших технологий в биологии, космической техники, информатики, лазерной техники, автоматики, энергетики, новых материалов и океанологии.
Программа «973» – это государственная программа по развитию фундаментальных научных исследований по проблемам сельского хозяйства, энергетики, информатики, ресурсам и окружающей среде, народонаселения и здоровья, а также новых материалов.
Программа «Факел» является важнейшей программой в отраслях с высокими технологиями, главным образом в области новых материалов, биоинжинерии, электронной информатики, интеграции механики и электроники, новых источников энергии, энергосберегающих технологий и т. д.
Программа «Искра» реализовывается с 1986 г. и направлена главным образом на подъем сельской экономики, популяризацию науки и техники на селе и в сельскохозяйственном производстве, на повышение качества жизни на селе17.
Реализуя стратегию модернизации и открытости, Китай в последнюю четверть века разворачивает широкое международное сотрудничество. Сегодня Китай имеет соглашения со 152 странами мира по научно-техническому сотрудничеству, причем с 96 из них подписаны межправительственные программы и проекты. К этому следует добавить, что Научно-техническое общество Китая является членом 244 международно-технических организаций, 281 его представителей руководят специальными комитетами международных организаций. Государственный комитет фонда естественных наук имеет подписанные соглашения и меморандумы о сотрудничестве с фондами естественных наук 36 стран18.
Научные исследования в области общественных наук представлены пятью группами/системами. Это – центральная общественная Академия наук Китая, местные академии общественных наук, правительственные исследовательские органы и военные исследовательские центры. АОН Китая создана в 1977 г. и объединяет 31 НИИ и 45 исследовательских центров, в которых работает свыше 3200 научных сотрудников. Основные научно-исследовательские темы связаны с развитием общественных наук, новых научных форм и тенденций, решением вопросов экономической реформы, модернизации, урбанизации, открытости Китая, его культуры миру в глобальной эпохе ХХI в., создание процветающего социалистического государства и цивилизации19.
5.5. Высокие технологии
Открыто включаясь во всемирную систему, Китай отдает себе отчет, что сегодня может надеяться на успех в этом невероятном соревновании только в том случае, если сможет создать, освоить и развить высокие технологии во всех сферах жизни, в реализации всех общественно значимых видов деятельности. Сегодня высокие технологии связаны с авиакосмической промышленностью, с коммуникациями и информационными технологиями, с био- и генными технологиями, с нанотехнологиями.
На некоторых достижениях Китая в высоких технологиях авиакосмической промышленности мы останавливались в предыдущем параграфе, где говорили о десяти высочайших на всемирном уровне научных и технических достижениях страны в 2004 г. Тут добавим только, что с запуском первого пилотируемого космического корабля «Шенчжоу-5» 15 октября 2003 г. и особенно после запуска второго «Шенчжоу-6» 12 октября 2005 г. Китай категорично утвердился как ведущее космическое государство. По пилотируемым кораблям он третий, а по запуску космических спутников Китай – пятая сила в мире.
Китай выстреливает первый искусственный спутник Земли уже в апреле 1970 г. До конца 2000 г. Китай уже смог пустить в околоземное пространство 75 спутников, из которых 48 – его собственного производства, а остальные 27 – иностранного, и выведены на орбиту по поручению иностранных клиентов. Программа по освоению околоземного пространства с помощью спутников связи, навигационных и метеорологических спутников продолжается и сегодня во исполнение амбициозной космической программы.
Как космическая сила, Китай производит самостоятельно в серии ракет «Чанжен» с 12 модификациями. Больше чем 90 % выстрелов спутников и космических кораблей на околоземную, геостационарную и гелиосинхронную орбиту прошли успешно. Китай идет первым к созданию ракет-носителей нового поколения. Собственными силами Китай построил космодромы в Цзюцюане, Сичане и Тайюане. Последний известен как современный авиакосмический ракетный полигон20.
Решение сложных вопросов овладения космосом, создания инфраструктуры и управления большой страной не могло бы быть успешным без развития информационной индустрии и телекоммуникаций. С ясным пониманием его значимости Китай превращает эту отрасль в главную опору промышленности страны. К концу 2004 г. общая широкополосная вместимость входных информационных каналов Китая достигла 74 429 Мб, общее число сетей веб-сайтов составило 670 тыс., а зарегистрированные 4390 тыс. доменов с окончанием CN насчитывают 41,6 млн компьютеров, подключенных к Интернету и 94 млн пользователей компьютерных сетей. Таким образом, по этим показателям Китай выходит на второе место в мире.
По своим масштабам вложенных средств и полученной свыше 950 млрд юаней добавочной стоимости в конце 2004 г. Китай занимает третье место в мире. Статистика показывает, что информационная индустрия уже занимает первое место по брутто продукции, объемам продаж и прибыли среди различных видов индустрии Китая. В области Интернет-услуг быстро развивается сетевое обучение он-лайн рекламе и информации, платной электронной почты, услуг кратких сообщений (SMS), виртуальных игр и всех видов услуг, которые могут предоставить информационные каналы и сети.
Телекоммуникации являются одной из самых важных частей информационной индустрии. В настоящее время почтовая сеть охватывает почти все города и села, все части страны. Главную роль в созданной сети играет оптическая кабельная связь, а дополнительную – цифровая, спутниковая, микроволновая связь. Кроме Лхаси, во всех административных центрах провинции и автономных районов связь поддерживается двумя и более каналами с оптическим кабелем. В конце 2004 г. длина оптического кабеля в Китае составляла 3,377 млн км. Такую связь посредством оптического кабеля по суше и по дну моря Китай уже имеет с Японией, Кореей, Россией. По инициативе Китая по суше проводится оптический кабель для связи между Азией и Европой длиной 27 тыс. км – от Шанхая до Франкфурта. Это будет самая длинная связь оптическим кабелем, которая пройдет через 20 стран. Сегодня Китай проводит телекоммуникационные операции с более чем 200 странами в мире.
В конце 2004 г. количество абонентов телефонной связи в стране достигло 647,26 млн, из которых 312,44 млн абонентов с фиксированной телефонной связью и 334,82 млн абонентов с мобильной связью. По второму показателю Китай занимает второе место в мире. Сегодня имеется 8,7 млн полностью автоматизированных линий межгородских телефонных связей. Цифровая связь общественного пользования в настоящее время покрывает более 90 % околий и городов. Наряду с развитием телекоммуникаций продолжается быстрый рост радиопередающей и телевизионной сети. В 2005 г. количество радиослушателей и телевизионных зрителей превысило 200 млн человек, и то главным образом за счет сельских жителей21.
Процесс усвоения высоких технологий является частью стратегии модернизации с помощью науки, научных исследований и повышения степени и качества образования. В настоящее время имеется созданных около тысячи зон усвоения высоких технологий. В 2004 г. зарегистрировано около 30 тыс. предприятий с высокими и новыми технологиями. Только на 3000 из них валовая продукция достигает более чем 100 млн юаней в год, на 200 – более 5 млрд юаней, а на более 20 – свыше 10 млрд юаней. Ежегодный рост главных экономических показателей в зоне усвоения высоких технологий в последние 12 лет превышает 60 %. Они являются мощным мотором для стимулирования всего народного хозяйства Китая22.
5.6. Система информации
современного Китая
Многие великие древние цивилизации погибают как из-за отсутствия развитой системы коммуникаций и информации, условий для управления их институциями и населением в пространстве, так и от отсутствия и самих средств информации и поддержания культурного и духовного единства своего населения.
Современный Китай располагает модерной информационной системой, основанной на эффективных технических средствах и высоких технологиях. Основной принцип создания такой системы – свобода слова и свобода информации, закрепленные в действующей Конституции Китая.
Что наиболее характерно для информационной системы Китая? Она плюралистична, с нарастающим разнообразием по степени нарастания разнообразия экономики и социальной жизни страны. Она создана по принципу целостной системы ядер и сетей, которые по степени развития общества нарастают. Тут можем отметить три основных кита системы информации в Китае, а именно – Медии (средства массовой информации), издательское дело и библиотеки.
В настоящее время в Китае издается более 2 тыс. газет и более 8 тыс. периодических журналов. Работают 282 радиостанции и 374 телевизионные станции. Кроме того, к концу 2004 г. работали 774 передающие и ретрансляционные радиостанции на средних и коротких волнах, почти 15 млн абонентов принимали кабельное телевидение. Как мы говорили уже выше, радио и телевидение в конце 2004 г. покрывали 941,1 % и 95,3 % территории страны, в которой функционировала уже сложная система эфирных, спутниковых и кабельных каналов для передачи сигналов.
Главное информационное агентство Китая – известное во всем мире агентство «Синхуа». В Азиатско-Тихоокеанском регионе, на Среднем Востоке, в Латинской Америке, Африке и Европе работают уже свыше 100 ее корреспондентских пунктов. В 2003 г. подчиненная «Синхуа» одноименная финансово-экономическая компания подписала с агентством Франс-Пресс (АФП) международный союз и полностью выкупила ее филиалы в Сянгане, Японии, Южной Корее, Сингапуре и других 8 странах и регионах Азии. Таким образом, агентство «Синхуа» не только расширило свою сеть в глобальном пространстве, но и уплотнило ее в некоторых регионах.
За период 1950–2000 гг. количество названий газет, которые издаются в Китае, увеличилось в 11 раз. Более 400 наименований газет во всей стране были отмечены в 2004 г., причем тираж некоторых из них достигал до 80 млн экземпляров. Так Китай и в этом отношении – самая крупная газетная страна. В настоящее время можно выделить 39 крупных газетных корпораций, таких, как «Бейцин Жибао», «Венхой синмин» и «Гуанджоу жибао» и т. д.
Государственная радиостанция, или Центральная народная радиостанция, работает с девятью программами и транслирует ежедневно через спутник 200 часов радиовестей. Все провинции, автономные районы и города центрального подчинения, как и местные административные единицы, имеют свои радиостанции. Международное радио Китая, которое ведет программы на 38 иностранных языках, вывело Китай на третье место среди радиостанций, транслирующих на иностранных языках.
Мощная и богатая телевизионная сеть КНР. Центральное телевидение, самое мощное в стране, поддерживает деловые связи с более чем 250 телевизионными организациями в более чем 130 странах в мире. На территории всей страны на провинциальном, областном и региональном уровнях открыты более 3000 телевизионных станций.
Быстро и эффективно развивается система информационных сетей. 2000 из 10 000 средств массовой информации работают в системе Интернет. В конце 2005 г. число действующих компьютеров превысило 50 млн абонентов. Услугами мультимедийных СМИ и Интернет пользуются более чем 200 млн абонентов. Сегодня более 15 % населения охвачено компьютерными сетями.
Китай широко интегрирует в систему мировых средств информации. В сетях кабельного телевидения включено более 30 мировых каналов, таких, как «PHOENIX-TV», «BLOOMBERG», «STAR-TV», «EVROSPORTTNEWS», «CETV» и др. Центральное телевидение Китая транслируется на английском языке в США на канале «Фокс Ньюс»23.
За десятилетия развития КНР и особенно за двадцать пять лет реформ в стране мощно разворачивается издательское дело. В настоящий момент путем слияния различных маломерных издательств образованы 55 издательских корпораций. Создается Китайская издательская корпорация, объединяющая 12 сильных издательств, таких, как «Шаныу иншугуан», «Чжунхуа шуцзюй», «Санлян шудян», главный магазин Синхуа, а также главная китайская компания по издательству о внешней торговле и т. д. Тенденция заключается в создании мощных корпораций с доходами от 1 до 10 млрд юаней в год, а также в создании 10–20 всемирно известных издательств периодических изданий. В настоящее время только тираж газет насчитывает более чем 25 млрд экз., журналов – 2,69 млрд экз., а книг – 6,44 млрд экз. Кроме этого, в стране издаются миллионы экземпляров книг и журналов для иностранного читателя24.
Завершая данную главу, хочется подчеркнуть, что, понимая огромную роль духовной культуры для развития современной китайской цивилизации, политическое и государственное руководство Китая развивает формы и структуры организации и управления современной духовной культурой китайского общества, чтобы она функционировала синхронно как со своей глубокой тысячелетней традицией, так и со всемирной духовной культурой, отстаивая и развивая принципы высокого гуманизма этой культуры, устремляя саму цивилизацию в будущее.


Ки­тай­ский афо­ризм.

Няма коментари:

Публикуване на коментар